Заметки на полях (volodjaz) wrote in christ_vs_judai,
Заметки на полях
volodjaz
christ_vs_judai

Categories:

3 составляющих в миссии евреев

Из статьи Бараца
http://abaratz.com/5braha.htm#q5770

Имя Йешурун производно от слова «йяшар», что значит «прямой». С этим именем связана универсальная миссия избранного народа. Если имя Иаков – это частное имя, связанное с религиозной миссией, а имя Израиль – имя национальное, то имя Йешурун отражает универсальное призвание этого патриарха.


Йешурун


Завершающая Тору недельная глава «Вэ зот хабраха» представляет собой благословения, данные Моше перед самой его смертью двенадцати коленам: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сынов Израиля перед смертью своею. И сказал: Господь от Синая пришел и воссиял им от Сэира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых; от правой руки Его пламя закона для них. Подлинно Он любит народы (колен Израиля); все святые его в руке Твоей, и поверглись к стопам Твоим, и понесут речение Твое. "Закон заповедал нам Моше, наследие обществу Яакова". И был в Йешуруне царь, когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля» ( Дварим 33:1-6). Слова «И был в Йешуруне царь» Раши поясняет следующим образом: «неизменно бремя Его царства на них при всяком собрании глав колен».

Далее, в благословении, полученном Ашером, мы вновь встречаем это имя – «Йешурун»: «А об Ашере сказал: благословен среди сынов Ашер; да будет он любим братьями своими и окунет в елей ногу свою. Железо и медь затворы твои; и по мере дней твоих благополучие твое. Нет Богу подобного, Йешурун, который тебе на помощь едет по небу и в величии Своем на небесах. Прибежище – Бог древний, и под небесами – сила вечная; и прогоняет Он врага от тебя, и говорит: "истребляй!" Израиль живет безопасно, особо; источник Яакова на земле, обильной хлебом и вином, и небеса его источают росу. Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Господом, щитом-хранителем твоим? Он же меч славы твоей; и раболепствовать будут пред тобою враги твои, а ты будешь попирать высоты их» (33:24-29).

Комментируя слова: «нет Богу подобного, Йешурун», Раши пишет: «Знай, Йешурун, что нет подобного Богу среди всех божеств народов, и не сравнится с твоим Оплотом их оплот». Итак, как мы видим, Йешурун - это одно из имен еврейского народа. Причем имя это встречается в писании всего четыре раза: кроме двух приведенных отрывков (33:5 и 33:26) это имя упомянуто еще один раз в книге Дварим (Втор) (32:15) и четвертый раз пророком Иешаягу (Исаия): «А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого избрал Я. Так сказал Господь, создавший тебя и образовавший тебя, от утробы (материнской) помогающий тебе: не бойся, раб Мой Иаков, и (ты), Йешурун, которого Я избрал» (Йешаягу 44:2).

Однако прежде чем выяснить значение этого (редко используемого) имени еврейского народа в его религиозной традиции, уместно отметить, что имя это вовсе неведомо русскоязычному читателю Библии. Я обнаружил это совершенно случайно, пожелав проверить, как имя «Йешурун» транскрибируется в синодальном переводе ТАНАХа. Его там попросту не оказалось! Например, стх Втор(33:5) звучит так: «не бойся, раб мой Иаков и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал» (в английском переводе имя Йешурун наличествует).

Тем с большим основанием уместно остановиться на этом «персональном» вопросе. Имя Йешурун производно от слова «йяшар», что значит «прямой» (если попытаться перевести это имя буквально, то по-русски оно, по-видимому, будет звучать, как Прямун). С этим именем связана универсальная миссия избранного народа. Если имя Иаков – это частное имя, связанное с религиозной миссией, а имя Израиль – имя национальное, то имя Йешурун отражает универсальное призвание этого патриарха.


Три лагеря

В этом отношении интересно отметить, что в трех приведенных отрывках имя Йешурун фигурирует не в изолированном виде, но либо в сочетании с именем Израиль (Двар 33:5), либо в сочетании с именами Иаков и Израиль: Двар (33:24-29) и Йешаягу (44:2). Аналогичное перечисление всех трех имен приводится также в утренней молитве, произносимой после чтения Акедат Ицхак (Жертвоприношение Ицхака): «Мы же – народ твой, с которым ты заключил союз, потомки любимого тобой Авраама, которому дал Ты свою клятву на горе Мориа; потомство Ицхака, единственного его сына, который был связан и возложен на жертвенник; община Иакова, твоего сына, первенца твоего, которого по любви своей к нему и за то, что он радовал тебя, назвал ты Израилем и Йешуруном».

Единственное место Торы, в котором имя Йешурун приведено изолированно, характеризует его как позабывшего своего Бога отступника: «И утучнел Йешурун, и стал брыкаться; утучнел ты, растолстел, разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и поносил твердыню спасения своего. Богами чуждыми они досаждали Ему, и мерзостями разгневали Его» (32:15-16).

Тем самым можно сказать, что универсальная миссия еврейского народа мыслима лишь в сочетании с его религиозной и национальной миссиями, что она нестабильна сама по себе, в отрыве от двух других миссий. Уйдя с головой в универсальное измерение, еврейский народ «тучнеет» и «поносит твердыню спасения своего», т.е. попросту перестает существовать, перестает быть самим самой.
Subscribe

  • Ницше и Розанов

    Вчера вечером у себя дома при коптилке начал перечитывать «Темный лик» Розанова. Жуткая книга! Таковы же его «Люди лунного…

  • Знаете ли Вы ?

    Что этом году 3-й день Хануки совпадает с 3-м Адвентом у западных христиан. И в этот день они тоже будут зажигать 3 свечки. Так и передайте Папе…

  • Христианские церкви давно нехристианские. Для чего ВСЁ?

    А правда – для чего? Для чего живём? Именно так, как живём. Для чего думаем обо всём, о чём думаем? Для чего читаем, слушаем, смотрим, обсуждаем? По…

promo christ_vs_judai march 1, 2018 22:02 9
Buy for 10 tokens
Книга Руфь начинается так: "И было, в те дни, когда судили судей" Талмуд Бавли (Баба Батра 15б) поясняет: это про поколение, которое судит своих судей. Судья говорит: вытащи щепку застрявшую в глазе твоем (т.е. отойди от проступка), а тот отвечает судье: вытащи бревно из своего глаза (т.е. твои…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments